Одиночество и пустота

В статье:
Что это за состояние?
Как справляются с этими чувствами?
Минусы и плюсы одиночества
Виды одиночества и пустоты
Виды одиночества и пустоты в зависимости от уровня развития психики
∙ На стадии симбиоза
∙ Первый шаг
∙ На стадии сепарации и индивидуации
∙ Одиночество взрослого человека
∙ Экзистенциальный вакуум
Что делать с состояниями одиночества и пустоты?
∙ Что это за состояния?

Одиночество – это состояние «я один». Состояние одиночество и пустоты может возникнуть, когда нет эмоционального контакта с другим человеком, нет понимания, сочувствия, сопереживания, нет внимания. Игнорирование и обесценивание другими людьми может вести к чувству одиночества и пустоты.
Одиночество состояние сложное, и некоторым людям нужно выработать внутри себя определённую устойчивость к проживанию сложных состояний внутри себя, чтобы психологические защиты не включались и вы из него не выпрыгивали.

∙ Как справляются с этими чувствами?

Состояние одиночество есть внутри каждого человека, но не все с ним встречались и проживали его.
Кто-то его боится, пугается, убегает.
Кто-то выпрыгивает из него при помощи зависимостей ( эмоциональной, сексуальной, пищевой, алкогольной, антидепрессанты, трудоголизм и т.д.)
Но от себя не убежишь. Чувства и состояния проживаются. Им надо дать Время и Место!

∙ Минусы и плюсы одиночества

Отрицательные стороны одиночества и пустоты:
- это сложные состояния для проживания; в них мало энергии. Оно не со всем привычное, если вы только начинаете свой внутренний путь.
Можно попасть в страх:
- что с вами что-то не так,
- страх, что от вас отвернуться другие (кому нужен растерянный, грустный и зависающий человек, когда все вокруг радостные, энергичные и оптимистичные).

Положительный стороны одиночества, если мы позволяем себе проживать это чувство:
- это делает нас более устойчивыми и избирательными в отношениях;
- может избавить нас от различных зависимостей;
- помогает лучше понять себя, а следовательно и других людей;
- делает нас более зрелой личностью, позволяет брать ответственность за свои состояния, потребности и желания на себя.
- проживание одиночества и пустоты может помочь выйти из треугольника Карпмана;
- это дает время для нас самих, наших внутренних переживаний и для переваривания происходящих с нами событий.

∙ Виды одиночества и пустоты

Бывает чувство одиночества и пустоты приходит, когда человек физически находится один.
Можно быть физически одному, но при этом быть полным энергии, идей. И наоборот некоторые люди остро чувствуют одиночество, когда находятся среди большого скопления людей, но при это отсутствует качественный контакт с кем-то из людей.
Интроверты наполняются в одиночестве и избыточное количество контактов может их опустошать. А экстраверты наоборот наполняются при общении с другими людьми, а одиночество наоборот их обесточивает.
Одиночество и пустота это шаг к самой себя.

Одиночество и пустота это шаг к самой себя.

∙ Виды одиночества и пустоты в зависимости от уровня развития психики

Одиночества и пустота на стадии симбиоза, слияния или созависимости.

Когда весь фокус внимания человека находится в партнере и он внутрь себя еще не заглядывал. То все его психическое заполнено мыслями о супруге (или маме, папе или ребенке). И когда супруг решает сделать шаг из симбиоза (психологического слияния), то внутри второго партнера появляется пустота и страх одиночества. Он не умеет жить для себя и ради себя, он умеет жертвовать собой, ради другого. Это может быть первый шаг к собственной жизни, к сепарации и индивидуации – шаг в собственную пустоту и одиночество.

Я часто вижу при расставание выплывают подобные вещи. Признаки этого:
- Ощущение, что без партнера я исчезну, меня не станет, я умру.
- Жизнь потеряет смысл и жить станет не зачем.
Все это признаки того что человек психологически находится на стадии симбиоза.

Одиночества и пустота при первой встречи с самим собой, при снятии масок и закладывание внутрь себя. ЯЯ знаю много примеров, когда люди не пошли в длительную терапию, как раз, когда столкнулись с внутренней пустотой. Они пришли к психологу наполненные переживаниями о каком-то сложном событие, за 3-4 сессии вытащили из себя все что кипело внутри и … Столкнулись с пустотой и не пониманием, зачем на против меня сидит этот человек(психолог) и молчит, и что сейчас делать? И проблема как раз в слове делать. Ведь самое важное в контакте с психологом – это чувствовать, сталкиваться со своим внутренним миром и учиться с ним взаимодействовать. А когда человек привык к поверхностным, объектным и функциональным отношениям, то первый шаг к субъектным и эмоциональным отношениям может быть, как раз через проживание пустоты. (Внутрь себя еще нужно научиться смотреть и взаимодействовать со своей чувственной частью). Если человека никто не спрашивал его: Что ты чувствуешь? Что ты хочешь? Как твое настроение? Никто не пытался понять, что сейчас ему важно и какие интенции его души. (Наша душа постоянно про что-то живет, у нее есть определённые важные потребности и их можно научиться понимать. Когда приходишь на сессию, выкладываешь несколько кадров (кадр – например это часть сна, несколько тронувших событий за неделю). То в какой-то момент пазл скалывается и можно понять, что сейчас актуально душе. Что стоит за этими событиями, какие интенции души. И часто потребности души(психики) бывают противоположны нашим объективным планам. Например, головой женщина решает похудеть, а душа ее нуждается в поддержке и тепле, а в семье ее научили, что лучший способ поддержать себя это съесть что-то вкусненькое и сладенькое.

Одиночество и пустота на стадии сепарации и индивидуации.

Если значимые взрослые физически были рядом, но эмоционально не помогали ребенку формировать его психическое. А ребенку нужно много времени, сил от взрослого чтобы сформироваться свой внутренний мир, понять себя. И взрослый в этой ситуации играет много ролей: например, быть зеркалом, то есть ребенок отражается во взрослом. Взрослый рассказывает ребенку о том какой он. В начале взрослый при соединяясь к ребенку чувствует и называет чувства, которые может испытывать ребенок, и потихоньку помогает ему разбираться в своих эмоциях. Формирует причинно-следственные связи, объясняет ребенку, что если он сделает то-то и то-то, то получить такой-то результат. Но если психологически взрослые не включены в формирование внутреннего мира ребенка. То внутри него много пустоты и не понимания, какой он, о чем он, что именно с ним сейчас происходит и почему.

Одиночество взрослого человека, важное, но сложное переживание: «Я один». Ребенок ждет, что придет добрый родитель и решит проблему за него, сделает что-то за него и для него. Взрослый – это тот, кто берет ответственность за свои проблемы, потребности и желания на себя. Взрослый осознает, что нет того Родителя, которому можно предъявит претензию, упрекнуть, переложить ответственность, подождать помощи, что кто-то решит его проблему. Взрослый одинок. Он один, он выбирает свой путь, он принимает решение и несет за него ответственность. Он из объекта превращается в субъект. Из того, кому говорят, что делать и как делать, в творца, в лидера. Он является уже тем, кто меняет этот мир. Он видит проблему и решает ее. Ребенок – это скульптура, а взрослый – это уже скульптор. Дети – это актёры в театре, они играют в жизнь. Взрослый – это режиссёр. И важный этап эмоционального взросления — это встреча с собственной пустотой и одиночеством. Взрослый не бежит и не убегает от одиночества – он дает ему время и место для проживания – и это делает его более устойчивым. Одиночество и пустота – это этапы в жизни. Это данности нашей жизни.

Экзистенциальный вакуум (пустота и одиночество).

Лично я считаю что это чувство приходит именно после эмоционального взросления. Когда человек понял, кто он, какой он. Появляется экзистенциальный вакуум – это чувства бессмысленности и пустоты, «переживание бездны», отсутствия содержания и цели в жизни, скука и апатия, ощущение того, что жизнь напрасна. И тогда получается, что это шаг к поиску собственного смысла жизни, к формированию ценностей и целей.
Не много шагну в теологию: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".(Ев.от Ин.1:1). Слово на др.греч. ло́гос переводится на русский также как смысл. И если заменит слово на смысл в этой фразе то получиться:

"В начале был Смысл, и Смысл был у Бога, и Смысл был Бог".

Так вот экзистенциальный вакуум - это отсутствие смысла, а значит и Бога, и следовательно эмоционально взрослый(зрелая личность) это человек который начинает задавать себе духовные вопросы и искать на них ответы.

Зигмунд Фрейд в письме к принцессе Бонапарт написал: «Если кто-то спрашивает о смысле или ценности жизни, то он – болен?».

«Поиски смысла жизни или ответа на вопрос, существует ли у жизни смысл, не являются, сами по себе, патологическими феноменами», - утверждает Виктор Франкл. «Прерогатива человека – не принимать как само собой разумеющееся, что у жизни есть смысл, а отважиться подвергнуть это сомнению. Нет необходимости стыдиться экзистенциального отчаяния, предполагая, что это – эмоциональное расстройство. С точки зрения ноологического измерения – это не невротический симптом, а достижение человека и его духовной природы, и проявление интеллектуальной искренности и честности».

Если человек признается себе, что сейчас его жизнь бессмысленна и пуста, он может набраться смелости и терпения, и начать искать свой уникальный и неповторимый смысл жизни.

Экзистенциальный вакуум — это именно человеческий феномен, это то, что нас отличает от животных. Если вы решитесь с ним встретиться, то обнаружите, что вас ждет множество вопросов, на которые придется найти ответы, и смыслов, которые вы могли бы осуществить.

∙ Что делать с состояниями одиночества и пустоты?

Как и со всеми чувствами – чувствовать, проживать, переваривать, вербализировать.
В начале не пугаемся его, а как и любому чувству даем ВРЕМЯ и МЕСТО.
Помним, что эти чувства сложные, так как в них может практически отсутствовать энергия и движение.

1. Попробуйте нарисовать свою пустоту. Это может быть черная дыра, пустая комната (светлая или темная), пещера. Какая у вас пустота или одиночество?
2. Попробуйте его начать трансформировать.
Можно глядеть в пустоту, можно начать в пустоте что-то строить и её наполнять:
Задайте себе вопросы:
- Что я хочу?
- Что именно мне нужно, или чего мне не хватает?
- Зачем мне эта пустота?
3. Пригласить туда какое-то чувство, например можно наполнить его любовью, заботой, спокойствием.

Иллюстрация: Нестеров М.В. "Волга"

Нужна помощь? Звоните, пишите!
Нужна помощь?
Свяжитесь со мной, удобным для вас способом!
WhatsApp
Viber
VK
Skype
Mail
Phone
Ваши данные будут надежно защищены от спама и других рассылок
Подписывайтесь на рассылку, у меня есть чем с Вами поделиться.
Еще больше интересного в группе в VK
Made on
Tilda